Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
-
- Настоящее Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в дальнейшем – Положение, разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Законом «О социальной защите инвалидов в РФ»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008; Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовых образовательных учреждений (Письмо Министерства просвещения РСФСР от 28.07.1980 № 281-М, Письмом Минобрнауки РФ от 18.04.2008 и АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
- Настоящее Положение регулирует деятельность Учреждения, реализующего дополнительные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, определяет права и обязанности участников образовательного процесса.
- Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Ребенок-инвалид – лицо, в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими обучающимися.
- Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов может быть организовано в следующих формах:
- индивидуальная;
- групповая в специальных группах по адаптивным программам обучения;
- групповая в общих группах по дополнительным образовательным программам (инклюзивно).
Длительность занятия определяется локальными нормативными актами Учреждения с учетом психо-физиологического состояния обучающегося.
- Выбор формы организации обучения детей с ограниченными возможностями осуществляется педагогом дополнительного образования с учетом здоровья обучающегося и зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, возможностей доставки обучающегося в образовательное учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе.
- Форму организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья родители (законные представители) обучающегося согласовывают с администрацией Учреждения.
- Настоящее Положение разрабатывается администрацией Учреждения, принимается педагогическим советом Учреждения, утверждается директором Учреждения.
- Настоящее Положение является локальным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность Учреждения.
- Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции Положения. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
- освоение дополнительных общеобразовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение им оптимальной социальной интеграции, сохранение и укрепление их здоровья;
- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья, основанных на принципах законности, демократизма, гуманного отношения к детям и индивидуального подхода к обучающимся.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья по заявлению родителей (законных представителей) зачисляются на обучение. Отказ в зачислении может быть принят в связи с:
- отсутствием мест;
- наличием заболевания, являющимся показанием к надомному обучению;
- отсутствием организационно-технических возможностей к оказанию образовательных услуг при конкретном заболевании.
- Основанием для организации обучения данных обучающихся является:
- заявление от родителей (законных представителей);
- справка об инвалидности;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- индивидуальная программа реабилитации;
- справка об отсутствии противопоказаний для занятий в объединении.
Документы на ребенка предоставляются в Учреждение родителями (законными представителями) лично не позднее 29 августа.
- Зачисление и отчисление детей с ограниченными возможностями здоровья оформляется приказом руководителя по заявлению родителей (законных представителей), либо по общим основаниям, указанным в локальных актах Учреждения.
- Выбор форм и методов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, особенностей эмоционально-волевой сферы, состояния ребенка, по индивидуально разработанным программам обучения, составленными педагогами ДО и согласованными с родителями, на основании ИПР, заключения ПМПК и иными рекомендациями учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты (в соответствии с программой педагога).
- Содержание дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей.
- Учебные занятия с обучающимся в рамках организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся педагогами Учреждения в соответствии с расписанием, утвержденным директором Учреждения. Распределение часов учебного плана производится с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей ребенка, а также пожеланий родителей (законных представителей).
- Проведение промежуточной и итоговой аттестации, с детьми с ОВЗ и инвалидами может быть предусмотрено индивидуальным учебным планом или программой, в зависимости от психо-физиологического состояния обучающегося.
- Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и культурную среду Учреждения осуществляется через проведение совместных с обучающимися Учреждения учебных и развивающих занятий, воспитательных мероприятий.
- Контроль организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется администрацией Учреждения в соответствии с планами работы Учреждения (в том числе, с планом внутриучрежденческого контроля).
- Создание необходимых условий для организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает директор Учреждения.
- банк данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- банк данных о педагогах, занимающихся с детьми с ОВЗ;
- банк образовательных программ по работе с детьми ОВЗ;
- творческие достижения;
- семинары-практикумы.
- справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о отсутствии противопоказаний к занятиям в объединении;
- копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- иные рекомендации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты;
- заявление родителей (законных представителей) ребенка;
- договор на обучение;
- приказ директора Учреждения об организации и зачислении инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на индивидуальное обучение на базе Центра;
- журнал занятий;
- расписание занятий;
- программа дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальная программа обучения.
Документация, содержащая персональные данные обучающегося, в том числе специальную категорию данных – сведения о состоянии здоровья храниться в соответствии с требованиями действующего законодательства у заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Ответственность за обработку персональных данных несет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
В остальном, права и обязанности участников образовательного процесса оговариваются в локальных актах Учреждения.