Художественной направленности

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества. Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности.

Художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности, основанное на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности. Исходя из оказания положительного влияния художественно-эстетического воспитания на детей и подростков, в системе образования ему начинает отводиться более значительная роль. Необходимо отметить особое значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».1

Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями:

  • оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей;
  • процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
  • преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»;
  • дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации.2

Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не в формировании музыканта, танцора, художника и т.д., а в воспитании личности, осуществляемом средствами искусства. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в него детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой художественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных направлений художественно-эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.

Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания. В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов. Поскольку, обязательный общеобразовательный блок учебных дисциплин зачастую не способен удовлетворить те или иные потребности детей и подростков и сформировать их устойчивые интересы.

Цели

      ,

задачи

      ,

содержание

      ,

организация

      и

осуществление

      процесса

художественно-эстетического воспитания

      в системе дополнительного образования в нашей стране регулируются соответствующими

нормативно-правовыми документами

    :

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.),
  • Федеральным законом «О дополнительном образовании» (2002 г.),
  • Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (1995 г.),
  • Концепция художественного образования (2001 г.),
  • Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (2008 г.) и др.

Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности.3
____________________________________________

В тексте использованы материалы статей:

1 Федеральный закон «О дополнительном образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ubo.ru

2Куприянов, Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://isiksp.ru

3Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / М. Ю. Андрюкова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 203-206.