Современная система дополнительного образования детей РФ по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в российском обществе. Дополнительное образование детей социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства. Посредством организационно-массовой и воспитательной работы реализуются такие функции как: развивающая, воспитывающая, социально-гуманитарная, реабилитационная, коррекционная, профилактическая, оздоровительная, профориентационная, психотерапевтическая и др., что особенно важно в работе с людьми с ограниченными возможностями.
Педагоги-специалисты центра «Оберег», реализуя дополнительные образовательные программы социально-гуманитарной направленности, могут работать с детьми 3-18 лет в следующих направлениях: для дошкольного возраста – развивающие занятия, подготовка к школе, для обучающихся старше семи лет – детские объединения, решающие задачи интеллектуального, физического, нравственного, патриотического и др. воспитания.
Возможности системы дополнительного образования уникальны тем, что в ней различные сферы деятельности взрослых моделируются соответствующими видами деятельности детей, в которых между взрослыми и детьми складываются особые социально-психологические и межличностные отношения.
Социально-гуманитарная направленность образовательного процесса позволяет центру реализовывать одну из основных функций образования: доступность для всех категорий детей, в том числе, детей группы риска, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по его индивидуальному маршруту с учетом его возможностей и особенностей. Достижения детей обеспечиваются деятельностью педагогов, постоянно обновляющих цели, методы, фактическое и теоретическое содержание программ и планов занятий.
В основе реализации программ социально-гуманитарной направленности лежат личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, суть которых в формировании «Я-концепции» обучающихся, индивидуальном развитии личности в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и в системе социальных отношений.
Педагогами, реализующими дополнительные образовательные программы социально-гуманитарной направленности, используются адекватные личностным особенностям детей формы промежуточного и итогового контроля: тесты, деловые письма, социальные проекты и др. Таким образом, деятельность детско-юношеского центра «Оберег» при целенаправленной организации носит социально-гуманитаный характер, позволяет достигать максимальный эффект в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечивать разновозрастное общение молодежи с целью развития толерантности и гражданственности.1
____________________________________
1 В тексте использован материал статьи:
Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 84-87.