Положение супер-финала «ПАРАД ЗВЕЗД»
Положение Фестиваля «Маленькие дети — звезды на большой планете»
ОЛИМПИАДА КАК ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ.
В докладе Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010 году сказано: «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников…» Многие школы ориентируются на такую модель образования, когда в центре внимания стоит выполнение учебной программы или внедрение новых методов и технологий. Но в подобной ситуации ученик является лишь объектом процесса обучения и после окончания школы в реальной жизни готов играть только роль исполнителя.
Однако современное общество требует от человека, чтобы он был не просто исполнителем, а человеком, способным самостоятельно образовываться в течение всей жизни, готового к принятию решений, способного нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей с более высоким творческим и интеллектуальным потенциалом, требующих особой организации обучения, развития и воспитания. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одной из главных задач педагога является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Основная задача педагога, работающего с детьми дошкольного возраста — повышение внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, ему интересна.
Работу с одарёнными детьми важно начинать уже в дошкольном возрасте. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одарённых детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам- 30-40%, а к 17 годам- 15-20%.
Поэтому нам нужно создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а учителя начального, среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.
Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития одарённых детей является участие детей в различного рода конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Для детей данного возраста предлагаются творческие конкурсы, викторины, где можно продемонстрировать свои вокальные, актерские, изобразительные способности. Интеллектуальных олимпиад очень мало или их совсем нет.
Олимпиада — одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся; они помогают ребенку формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады можно проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Олимпиада позволяет ее участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации.
С какой целью дети должны участвовать в олимпиадах?
Тут единое правило для всех: главное – не победить, а получить удовольствие от заданий. То есть, если детям понравилось решать, если им было комфортно, то все замечательно, организаторы добились своей цели. А если ребенок даже что-то решил, но ему не понравилось, то это, можно сказать, неуспех.
На что стоит обращать внимание при подготовке дошкольников к олимпиадам и стоит ли вообще их специально готовить?
Олимпиады для детей дошкольного возраста не ставят перед собой задачу подготовить детей к более сложным олимпиадам. Задача олимпиад – показать детям разнообразие задач и увлечь их той или иной областью. Специально готовить детей к этим олимпиадам не нужно.
Должно ли желание пойти на олимпиаду исходить от ребенка, либо это может быть инициатива родителей?
И первое, и второе – хорошо. Инициатива родителей отнюдь не возбраняется. Бывает такое, что ребенок и не знает о существовании олимпиад, разве что по телевизору видел спортивные Олимпийские игры и сам участвовал в каких-то соревнованиях в спортивной секции. Поэтому это нормально, если родители расскажут ребенку, что есть такие мероприятия, где встречаются дети, подростки, взрослые, где они соревнуются; на одних мероприятиях нет проигравших, на других – есть. То есть, необходимо, чтобы родители поделились информацией с ребенком, потому что есть вещи, про которые дети сами не знают.
Что дает участие в олимпиадах в столь юном возрасте?
Любая активность направлена на всестороннее развитие ребенка, на расширение его границ, получение нового опыта, на самопознание и формирование самоконтроля (в частности, в процессе подготовки к олимпиаде). Развиваются функции внимания, памяти, мышления, расширяется личностный потенциал ребенка, появляются новые коммуникативные навыки. В целом, правильно организованная физическая и интеллектуальная активность закладывает базу для последующего развития ребенка (как фундамент в доме).
Нужно ли участие в олимпиадах всем детям?
Единственное противопоказание к участию – это когда ребенок открытым текстом говорит: «Я не пойду на это соревнование, я не хочу, мне не нравится этот предмет, мне не нравится общаться с новыми людьми, я боюсь туда идти». То есть, когда ребенок идет в категорический отказ. А если такого нет, то участие в олимпиадах будет полезно для каждого.
Нужно ли родителям проводить какую-то предварительную беседу или, наоборот, лучше не акцентировать внимание ребенка на соревновании?
Здесь надо учитывать, во-первых, возраст ребенка: если ему 7 лет, и он не знает, что такое олимпиада, конечно, родителю необходимо дать ему какую-то информацию, чтобы сориентировать его в предстоящем мероприятии. Во-вторых, нужно брать во внимание личностные особенности ребенка. Если ребенок сам по себе очень тревожный, то лучше сильно не акцентировать внимание на том, что его ждет, ни в коем случае нельзя фокусироваться на возможном негативном результате, говорить, что он может проиграть или занять последнее место и так далее.
Стоит максимально поддержать ребенка, сказать, что родители его любят просто потому, что он их сын или дочь, что он молодец, что он старается и у него хорошо получается. Можно сказать, что олимпиада – это способ получить новый опыт, обрести новых друзей и просто весело и интересно провести время.
Если же взять ребенка, который тоже очень тревожный и очень боится, но при этом хочет участвовать, то родителям, наоборот, нужно не раз обсудить с ребенком возможные варианты исхода олимпиады: что он может быть доволен своим результатом (но это не значит, что не нужно развиваться и расти дальше), а может и потерпеть поражение (и это тоже можно обыграть в положительном ключе, вынести какой-то позитивный опыт из такого развития событий).
Самое главное, чтобы родители заняли правильную позицию: позицию помощника для своего ребенка. Им можно посоветовать сохранять внутреннее спокойствие, не паниковать перед олимпиадой, не нервничать, вести себя максимально естественно и попробовать получить удовольствие от предстоящего дня. Не создавать какой-то дополнительной суеты, тревожности, нервозности, потому что эмоциональное состояние взрослого напрямую влияет на самочувствие ребенка. Поэтому спокойствие мамы и папы – залог успеха в делах их детей.
Следует также подчеркнуть, что олимпиадные задания посвящены отнюдь не одаренным детям в традиционном понимании слова «одаренный», они адресованы всем детям, которые любят нестандартно мыслить, размышлять, логически думать, разгадывать ребусы и шарады.
МБУ ДО «Центр «Оберег» организует интеллектуальные олимпиады для дошкольников по всем областям: «Всезнайка» — окружающий мир, «Полиглотик» — английский язык, «Смышленыш» — математика, «Грамотеи» — обучение грамоте». Пусть каждый ребенок найдет свою олимпиаду или попробует свои силы во всех направлениях! Мы желаем всем детям не бояться принимать участие в олимпиадах, пробовать свои силы и побеждать!
Романова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР
МБУ ДО «Центр «Оберег»
Интеллектуальные олимпиады для дошкольников
в рамках фестиваля
«Маленькие дети – звезды на большой планете»
4-7 лет
Одно из приоритетных направлений дошкольного образования – государственная поддержка реализации современных образовательных программ, направленных на развитие творческого и интеллектуального потенциалов ребенка.
Интеллектуальные конкурсы для дошкольников проводить всегда сложно, но они имеют большое значение для развития воспитанников, выявления одаренных детей в дошкольном возрасте.
Интеллектуальные олимпиады для дошкольников направлены на поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей 4-7 лет, создание условий для применения детьми собственных знаний и умений, выявления и поддержки детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей в области математики, обучения грамоте и окружающего мира.
Следует также подчеркнуть, что олимпиадные задания посвящены отнюдь не одаренным детям в традиционном понимании слова «одаренный», они адресованы всем детям, которые любят нестандартно мыслить, размышлять, логически думать, разгадывать ребусы и шарады.
Все задания в олимпиаде ранжированы на 3 уровня:
Базовый уровень – включаются те знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся, это гарантированное достижение образовательного минимума. Базовый уровень задает нижнюю границу полноценного и качественного образования.
Стартовый уровень — освоение дошкольниками стартового уровня способствует осознанному, творческому применению знаний, предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.
Высокий или продвинутый уровень. На продвинутом уровне деятельность дошкольника характеризуется продуктивными действиями творческого типа: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать, – в ходе которых «создается» новая информация.
Подготовка к проведению олимпиады
Каждое задание сопровождается описанием назначения задания и уровневой оценкой результата его выполнения.
Организатор олимпиады заранее готовит бланки с заданиями в цветном варианте на каждого участника олимпиады. К бланку с заданиями должен прилагаться бланк ответов. Все бланки подписываются организатором заранее.
Задания для детей прочитывает педагог, сопровождая каждое задание инструкцией по его выполнению.
У каждого участника олимпиады должен быть набор цветных карандашей, простой карандаш, ластик.
Оценка выполнения работ.
Все задания сопровождаются бланком ответов. В таблице оценки для удобства все баллы прописаны. После завершения олимпиады организаторы собирают готовые бланки, а члены жюри проверяют, выставляя баллы. Участник, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем (по шкале оценивания).
Все результаты заносятся в оценочную таблицу по учреждению.
Участники 1 этапа олимпиады, занявшие 1, 2, 3 места проходят во 2 этап олимпиады.
Участники 2 этапа олимпиады, занявшие 1 место проходят в городской Супер – финал.
Интеллектуальная олимпиада «Всезнайка»
Всестороннее воспитание и развитие маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных – ознакомление дошкольников с окружающим миром. Интеллектуальная олимпиада «Всезнайка» предназначена для детей 4 — 5 , 5 — 6, 6 — 7 лет. Она проводится с целью выявления и развития у дошкольников творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, содействия профессиональной ориентации дошкольников.
Олимпиада способствует:
— формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.
— поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей дошкольного возраста;
— выявлению детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей;
— предоставлению дошкольникам возможности соревноваться со своими сверстниками других образовательных учреждений (детских садов, центров развития и т.д.
Подготовительный этап олимпиады включает разнообразные виды учебной деятельности, среди которых специфическим и результативным является подбор, чтение и последующее обсуждение литературы под руководством педагога на занятиях или родителей по ознакомлению с окружающим миром. Подобранные задания различаются по сложности, не требуют объёмных записей и рассуждений: «Перечисли…», «Определи по описанию…», «Выбери правильный ответ…», «Соедини линиями…», «Зачеркни лишнее…», «Найди и исправь ошибки…» и т.п. В олимпиаде проверяются знания дошкольников о растительном и животном мире, явлениях природы, временах года, частях суток, транспорте, профессиях, здоровом образе жизни, правилах дорожного движения, а также вопросы по краеведению и страноведению. Задания составлены таким образом, что показывают умение детей понимать и выполнять учебную задачу, контролировать и корректировать собственные действия по ходу выполнения задания. Отвечая на такие вопросы, дети учатся рассуждать, доказывать, делать выводы. Содержание вопросов соответствует ФГОС дошкольного образования, требованиям подготовки дошкольника к школе по направлению «ознакомление с окружающим миром». Ответы к заданиям проиллюстрированы картинками.
Интеллектуальная олимпиада «Смышлёныш»
Цель: поддержание и укрепление познавательной учебной мотивации детей 4-7 лет, создание условий для применения детьми собственных знаний и умений, выявление и поддержка детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей в области математики.
Представленные задания позволяют установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем, и в случае необходимости, коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
– интеллектуальную готовность: владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
учат:
— объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
— сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;
— сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10,
— определять состав чисел первого десятка, соотносить цифру с количеством предметов;
-сравнивать, узнавать геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме, разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей;
— находить отличия предметов;
— сравнивать предметы и группы предметов по различным признакам (размеру, цвету, форме и др.);
— решать арифметические задачи в пределах 10, составлять схемы по рисунку, соотносить рисунок с решением задачи;
развивают:
— логику, творческое мышление, внимание, память, фантазию, любознательность;
воспитывают:
— самостоятельность, заинтересованность к математике, геометрии.
Интеллектуальная олимпиада «Грамотей»
Олимпиада направлена на выявление возможностей и проблем детей дошкольников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности.
Представленные задания позволяют установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях; умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
– фонетический слух, графические навыки.
ВНИМАНИЕ
Важная информация для родителей
В АИС «Навигатор дополнительного образования детей Курской области» включена расширенная интеграция с системой ЕСИА (Госуслуги).
Теперь пользователи-родители могут не только регистрироваться и авторизовываться в Навигаторе с использованием учетной записи на портале Госуслуг, но и подавать заявки на программы дополнительного образования из личного кабинета в ЕСИА.
Для подачи заявки на программу необходимо зайти в личном кабинете ЕСИА в раздел «Каталог услуг», выбрать категорию «Семья и дети», далее — выбрать услугу «Запись в кружки и секции»
При регистрации в Навигаторе с помощью учетной записи на портале Госуслуг, помните:
если в Навигаторе регистрируется новый пользователь и делает это через сервис Госуслуг, то в Навигатор будут также передаваться данные о детях пользователя (если они заведены у него на портале Госуслуг);
если через Госуслуги заходит пользователь, который уже зарегистрирован в Навигаторе, то данные о детях импортированы не будут;
если email пользователя на Госуслугах отличается от его email-а на Навигаторе, то будет создана новая учетная запись, соответствующая email-у на Госуслугах.
#РМЦ46#НАВИГАТОР46#дополнительноеобразование