Рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с ОВЗ
Цель: создание при помощи физических упражнений предпосылок для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни.
Задачи:
- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата, преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства и тактильных ощущений;
- формирование компенсаторной гипертрофии определённых мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной);
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- развитие предметно-манипулятивной деятельности пальцев рук;
- формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесия и ориентировки в пространстве;
- формирование различных опорных реакций рук и ног;
- общая релаксация организма и отдельных конечностей.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
- Возраст детей и их психологические особенности: дети с ограниченными возможностями здоровья от 6 до 18 лет.
- Вид детской группы и ее состав: индивидуальные занятия.
- Особенности набора детей: набор детей свободный.
- Число обучающихся по годам обучения: индивидуальные занятия на всех годах обучения.
- Режим занятий:
- Общее число часов в год – 108;
- Число часов и занятий в неделю – 3.
Дополнительная образовательная программа «Надежда» (адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья)
Целью физического воспитания детей с ограниченными возможностями является содействие при помощи физических упражнений достижению оптимального уровня двигательной подготовленности, знаний, умений, навыков и качеств личности для адаптации их в бытовой, учебной, трудовой и социальной деятельности, их интеграции в общество; формирование навыков здорового образа жизни и устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.
Задачи:
Обучающие:
- создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья воспитанников;
- обучение жизненно важным умениям и навыкам;
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре;
- изучение различных физических свойств материалов, а также значение предметов.
Воспитательные: - воспитание дисциплинированности, честности, отзывчивости, смелости, доброжелательного отношения к товарищам, развития памяти, мышления, образного представления;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие его морально-волевых качеств личности.
Развивающие:
- развитие навыков самоорганизации, самоконтроля;
- развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук);
- развитие речи посредством движения;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, силовых и временных параметров движений, равновесия, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы, согласованности движения ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
- развитие умения взаимодействовать с окружающими.
Коррекционные задачи:
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке детей с ограниченными возможностями;
- формирование различных опорных реакций рук и ног;
- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба);
- преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур);
- нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);
- улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
- формирование компенсаторной гипертрофии отдельных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной или парализованной).
Срок реализации программы 4 года. Программа ориентирована на детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Принцип обучения — индивидуальный. Основанием для перевода на следующий год обучения являются положительные изменения в состоянии здоровья ребёнка.
В объединение принимаются дети в возрасте от 3 лет и старше.
С учётом физического состояния (степени патологии) и возраста комплектуются группы:
- Группа 1-го года обучения (3-7 лет);
- Группа 2-го года обучения (7-11 лет);
- Группа 3-го года обучения (11-14 лет);
- Группа 4-го года обучения (14-18 лет);
Занятия проводятся по индивидуальной программе с наполняемостью группы не более 1 человека.
При поступлении воспитанников в объединение необходимо направление ВТЭК (КЭК) или лечащего врача-специалиста, заявление одного из родителей (законных представителей) с просьбой о приёме.
Занимающиеся могут быть отчислены из объединения в следующих случаях:
- по окончании срока обучения;
- по заявлению родителей (законных представителей) при перемене места жительства или переводе в другое образовательное учреждение;
- при достижении предельного возраста (18 лет), определённого для получения дополнительного образования детей;
- в случае наличия заключения ВТЭК (КЭК) лечебного учреждения или заключения лечащего врача об ухудшении состояния здоровья, не связанного с занятиями в объединении.
Режим занятий:
Общее число академических часов в год – 108, одинаковое в период всех годов обучения.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу, в период всех годов обучения.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10, длительность занятий зависит от возраста детей.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме составляет:
- Дети младшего дошкольного возраста – 15 — 20 мин.
- Дети среднего дошкольного возраста – 20 — 25 мин.
- Дети старшего дошкольного возраста — 25 — 30 мин.
- Дети младшего, среднего и старшего школьного возраста – 45 мин.