Методический материал (адаптивная физкультура)

Основные упражнения


Скачать методический материал «Основные упражнения» от преподавательского состава адаптивной физкультуры


Упражнения для формирования вертикального положения головы

Из исходного положения лежа на спине:

  1. И. п. лежа на спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелканий пальцами стимулировать повороты глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой стрелке и против, наклоны головы.
  2. То же, но с подложенным под плечевой пояс валиком.
  3. И. п. лежа на спине в позе «эмбриона» (ноги согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или вокруг коленей): плечевой пояс ребенка приподнимается руками педагога и выносится вперед — стимулируется подъем ребенком головы.
  4. И. п. лежа на спине: ребенка слегка подтягивают за плечи — создаются условия для подъема головы.
  5. То же, но тягу производить за предплечья или кисти — это спо¬собствует подъему головы и затем туловища.
  6. И. п. лежа на спине, ноги согнуты и разведены, кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается подъем головы.

Упражнения для формирования контроля положения головы и развития реакций опоры и равновесия рук

  1. И. п. лежа на животе: пассивное подкладывание под грудь согнутых в локтевых суставах рук ребенка — формируется ощущение опоры.
  2. То же, но протягиванием ребенку игрушки стимулируется вынос вперед поочередно левой и правой руки с сохранением опоры на противоположной руке.
  3. То же, но опора выполняется на более пораженной руке, которая предварительно выводится несколько в сторону-вперед: противоположной рукой ребенок манипулирует с игрушкой.
  4. И. п. лежа на животе, руки параллельны туловищу, полусогнуты (или выпрямлены) и расположены ладонями на опоре: педагог надавливает на плечевой пояс ребенка по направлению осей плеч.
  5. И. п. лежа на животе: производится пассивное выставление опоры на плечи, предплечья параллельны, ладонями кверху (фиксация данного положения достигается при помощи рассматривания ребенком вложенной в его руки игрушки).
  6. И. п. лежа на животе: педагог приподнимает ребенка под грудь и голени с последующим опусканием его на опору (поверхность пола, топчана, стола и др.), руки ребенка находятся ладонями на опоре — в мышцах возникает разгибательное напряжение.

Упражнения с использованием предметов и приспособлений

  1. И. п. лежа на спине: педагог накатывает или набрасывает на грудь ребенка большой легкий надувной мяч, формируя отталкивающе-выпрямительные движения руками.
  2. И. п. лежа на спине: меняя ритм движений и усилие надавливания, педагог опускает на грудь ребенка конец «надувного бревнышка», вызывая отталкивающе-выпрямительные движения руками.
  3. И. п. лежа на спине: педагог опускает на грудь ребенка подвесную «грушу» (мяч, набивной мяч, мешочек с песком, и др.), вызывая у него защитно-отталкивающие движения руками.
  4. И. п. лежа на спине: педагог оказывает плавное давление на руки (ладони) ребенка при помощи специального «пресса» (в виде дощечки, фанеры и др.) — этим вызывается активное сопротивление ребенка в виде разгибания рук вверх.
  5. И. п. лежа на спине: педагог вкладывает в кисти ребенку деревянную палочку и выполняет ритмическое надавливание на предплечья, вызывая ответные разгибательные движения.
  6. И. п. лежа на спине: педагог вкладывает в руки ребенку детскую мини-штангу (стержень с небольшими грузиками), поддерживая ее своими руками — ребенок делает попытки «выжимания» штанги.

Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок верхних конечностей

  1. И. п. лежа на спине: педагог захватывает руки ребенка за запястья, приподнимает его невысоко над опорой и выполняет покачивающие движения во всех направлениях с постепенным увеличением амплитуды.
  2. Педагог приподнимает ребенка за запястья с отрывом ног от опоры и выполняет маятникообразные, раскачивающие и скручивающие движения в разные стороны.
  3. Педагог захватывает ребенка за одноименные руку и ногу (соответственно за запястье и щиколотку) и, приподнимая над опорой, выполняет потряхивание и раскачивание; в дальнейшем производятся круговые движения по часовой стрелке и против.
  4. Педагог удерживает ребенка за запястья и вращает его по типу карусели сначала в одну, затем в другую сторону.
  5. То же, но во время вращения ребенка педагог выполняет плавные сгибания-разгибания своих рук (как бы «выбрасывая» ребенка).
  6. И. п. стоя на коленях, педагог захватывает ребенка сзади за запястья обеих рук, ступни ребенка с боков прижимаются ступнями педагога: производятся разведения рук в стороны-вверх с последующим наклоном ребенка вперед-вниз.
  7. То же упражнение, но выполняется из положения стоя.

Упражнения для формирования поворотов туловища в положении лежа

  1. И. п. лежа на спине: педагог захватывает двумя руками голову ребенка и плавно поворачивает ее вокруг продольной оси туловища в сторону предполагаемого поворота — стимулируется последовательное активное включение в поворот плечевого пояса, туловища, таза и ног.
  2. И. п. то же, но педагог оказывает ребенку помощь в выполнении поворота за счет тяги противоположной руки вбок по касательной.
  3. И. п. то же, но педагог захватывает ребенка за согнутые в коленных суставах ноги и выполняет поворот — предполагается дальнейший поворот таза и туловища.
  4. И. п. то же: педагог выпрямляет одну ногу ребенку, а другую сгибает в коленном суставе и перемещает тяговым движением в сторону поворота — ожидается дальнейшее завершение поворота.
  5. И. п. лежа на спине: педагог выполняет тягу за руку в сторону поворота, другой рукой придерживает таз ребенка с последующим его отпусканием.
  6. И. п. лежа на спине: педагог выводит согнутые в коленных суставах ноги в сторону предполагаемого поворота, придерживая при этом на мгновение плечи и голову с последующим их высвобождением для выполнения поворота.

Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок нижних конечностей

Из исходного положения лежа на спине:

  1. Потряхивание ног ребенка вверх-вниз, удерживая их за лодыжки.
  2. То же, но выполнять круговые движения-потряхивания (правая нога— по часовой стрелке, левая — против часовой).
  3. Отведение в сторону прямой ноги, другая при этом также прямая и прижимается педагогом к полу.
  4. Одновременные разведения в стороны согнутых в коленных суставах ног, начиная с малой амплитуды и с дальнейшим ее увеличением.
  5. Одновременное сгибание ног к животу с последующим их разгибанием.

Упражнения для формирования положения на четвереньках

  1. И. п. лежа на животе: педагог выполняет пассивное выпрямление рук ребенка вдоль тела вверх, что приводит к подъему головы и сгибанию ног — происходит переход ребенка в положение на четвереньках (на основе симметричного тонического шейного рефлекса).
  2. И. п. лежа животом на валике: педагог пассивно поднимает голову ребенка, сгибает — разводит ноги — тяжесть тела переносится на тазовый пояс, руки при этом выполняют поддерживающую функцию.
  3. И. п. лежа грудью на ладони педагога: педагог приподнимает верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх, при этом одной ноге пассивно придается положение сгибания.
  4. И. п. лежа на животе, опора на вытянутые руки: педагог сгибает одну ногу в колене и бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги — предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.
  5. И. п. сидя на пятках: педагог отводит прямые руки ребенка назад-вверх, разворачивает кнаружи и приближает к позвоночному столбу — это вызывает наклон ребенка вперед.
  6. И. п. сидя на пятках: педагог вытягивает ребенка вверх за руки, надавливая при этом ногой на изгиб позвоночника.

Упражнения для формирования умения ползать на четвереньках

  1. И. п. лежа на животе: педагог приподнимает несколько вверх таз ребенка, чем вызывает у него «реакцию лягушки» со сгибанием и выносом вперед одной из ног.
  2. И. п. лежа на животе, таз немного приподнят, одна из ног согнута и вынесена вперед: педагог подставляет свою кисть под подошву согнутой ноги, вызывая этим рефлекс отталкивания.
  3. И. п. лежа животом на надувном бревне (валике): педагог удерживает ребенка за ноги и проталкивает вперед, вызывая у него шаговые движения руками; то же выполняется в обратную сторону.
  4. И. п. лежа животом на наклонной поверхности головой вниз с опорой на согнутые предплечья: педагог захватывает ребенка под колени разведенных ног и подает несколько вперед таз, стимулируя переступающие движения ребенка на предплечьях.
  5. И. п. сидя верхом ноги врозь на валике или «бочонке», опора ладонями на бочонок сверху сбоку: покачивания бочонка слева направо вызывает соответствующий перенос тяжести тела, а также формирует устойчивое положение в данной позе.